Информационная безопасность детей!
Уважаемые родители!
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию [1].
Проблема информационной безопасности для школьников в интернете приобретает все большую актуальность для здоровья и интеллектуального, нравственного развития молодого поколения. Сегодня педагогическая общественность, все активнее используя средства информационных и коммуникационных технологий, ресурсы и услуги интернета, осознает, что глобальные сети наряду с уникальными возможностями, которые с их помощью открываются для системы образования, таят в себе и чрезвычайную опасность.
Важно понимать, что информационная безопасность детей – это забота не только школы, педагогов, но и родителей.
Ведь наши российские дети регулярно посещают сеть Интернет: и в то время, когда находятся в школе, и находясь дома. Зачастую это происходит без контроля и присмотра педагогов и родителей.
Проблемы, к которым это приводит, известны. Это:
– издевательство ровесниками и незнакомцами в сети над ребенком, травля (буллинг);
– воровством его аккаунтов, денег и личных данных;
– втягивание ребенка в асоциальную деятельность (группы смерти, группы с рекламой наркотиков и т.д.);
– прочтение детьми информации, вредящих их мировоззрению и психотическому состоянию.
Тревожен факт усиления угроз и рисков, связанных с поведением детей в сети Интернет. По данным исследования «Образ жизни российских подростков в сети» у 87% процентов детей возникали различные проблемы в сети «Интернет» только за последний год, и, к сожалению, только 17% детей рассказали о них своим родителям.
Причины этого различны:
– дети часто уверены в том, что родители не знают, как решить их проблемы;
– дети испытывают страх перед родителями;
– дети не имеют возможности рассказать и поделиться с родителями своими проблемами [2,3].
Родители и дети – два разных поколения, кардиально отличающиеся друг от друга.
Современные школьники – это дети XXI века. Согласно теории поколений, разработанной американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом в 1991 году, нынешние дети являются поколением Z. Они абсолютно уникальны, потому что на их развитие с самых ранних лет влияет такой мощный инструмент, как цифровая реальность [4]. Их рождение совпало с цифровой революцией и появлением первого смартфона, они живут в совершенно другом мире, мире Интернета. Интернет – это новая среда обитания и источник развития ребенка. Конечно, такая ситуация влияет на формирование личности детей, на их взаимоотношения с окружающим миром.
Сегодняшние родители, выросшие в другое время, сами должны учиться существованию в сети Интернет, овладевать «цифровой компетентностью».
Цифровая компетентность – это не только сумма общепользовательских и профессиональных знаний и умений, но и ценностная установка на эффективную деятельность и личное отношение к ней, основанное на чувстве ответственности. Цифровая компетентность – это личностный компонент для каждого современного человека.
Иными словами, овладение цифровой компетентностью сегодня – это необходимость и для родителей, и для детей. Поэтому каждому родителю сегодня важно выстроить свое общение с ребенком именно как взаимодействие по совместному с ребенком овладению цифровой компетентностью.
Вместе с тем, выполняя родительские функции, родитель должен стать тем, кто напрямую будет обеспечивать информационную безопасность своего ребенка в сети Интернет [9].
При подготовке методических рекомендаций были использованы материалы ГАОУ ДПО СО «ИРО», разработанные для педагогов Свердловской области и используемые в процессе реализации дополнительных профессиональных программ (авт. Л. И. Долинер, Г. А. Бутакова, Е. В. Ахлестина, Т. А. Сундукова, Д. Е. Щипанова, Н.В. Шпарута, Н.Ю. Сероштанова,), а также материалы И.А. Волковой И.А. (МАОУ Лицей № 130, г. Екатеринбург).
Комментариев нет:
Отправить комментарий